Тренинги по кросс-культурной компетентности

Получите консультацию по возможным способам развития кросс-культурной компетентности в вашей компании.

Кросс-культурный коучинг

Закажите кросс-культурный коучинг для руководителя международного направления и генерального директора вашей компании

Как работать с китайцами

Если вы собираетесь работать с китайцами или улучшить уже существующие отношения с китайскими партнерами, вам может быть полезен этот тренинг.

Перейти на страницу блога

Get consulted on the essential issues of doing business with a Russian partner (online training and coaching available)

 

Нюансы дарения подарков в разных странах

Особенности дарения подарков в разных странахПредновогодняя гонка уже началась, во всем мире готовятся к праздникам, покупают подарки. Подготовка подарков иностранным партнерам не исключение.

В некоторых странах значение подарка не так уж велико, а его отсутствие даже не смутит вашего партнера. Но в очень многих странах взаимные дары играют важную роль в налаживании деловых отношений. И хотя тема на первый взгляд легкая и приятная, вы можете очень легко попасть впросак, так как в каждой стране есть нюансы подаркодарения, о которых вы не подозреваете.

Общее правило гласит, что подарок должен иметь разумную стоимость и не ставить принимающего в неловкое положение. С другой стороны подарок должен соответствовать статусу принимающего и уровню, на котором он преподносится. В действительности, общие правила редко работают и вовсе не помогают подготовить удачный подарок. Удачный подарок, это подарок, в котором все соответствует культурным традициям обеих сторон: имеют значение качественные и количественные характеристики подарка, цвет и свойства упаковки и т.д. А манера преподнесения может носить церемониальный характер. Для того, чтобы предостеречь вас от неловких ситуаций, я дам несколько советов относительно традиций по дарению подарков в разных странах.

В Китае подарки следует преподносить в красивой, аккуратной упаковке красного или золотого цвета. Избегайте белого, синего и черного цветов. Дарить и принимать подарки следует обеими руками. Пусть вас не удивляет и не обижает, если китаец станет отказываться от вашего подарка. Это одно из проявлений скромности и учтивости. Он может отказать несколько раз подрд, после чего все равно примет его. Скажите, что это подарок «от нашей компании вашей компании», и что он совсем небольшой, символический. Так китайцу будет проще принять его. Если в Европе и Америке подарки обычно открывают сразу при получении, то китайцы предпочтут не разворачивать подарок в вашем присутствии.

Традиция вручать и принимать подарок двумя руками и не открывать его сразу распространена во многих восточных странах, например, в Японии, Тайланде, Ираке, Иране, Индии. Причем в Индии не столь важно что вы дарите, сколько важно проявить всю свою искренность лицу, принимающему подарок. В Индии, кстати, «счастливыми» цветами для упаковки считаются желтый, зеленый и красный. Нельзя дарить индусу изделия из кожи. Китайцам не следует дарить часы, ножи и зонты. А на Ближнем Востоке неудачным подарком будет алкоголь. Для русских этот совет особенно актуален, так как нередко хорошим сувениром иностранному партнеру может быть бутылка дорогой русской водки. И все же такой подарок как водка лучше дарить только западным партнерам – например, из Америки, Германии, Швеции. Он будет хорошо воспринят. А вот с вином все не так просто. Те регионы Европы, которые славятся виноделием – Италия, Франция, Испания, Германия – любят дарить его своим гостям. Но вам (в смысле нам – русским) следует быть крайне осторожными. Эти ребята слишком хорошо разбираются в винах, поэтому вам тоже лучше неплохо разбираться в винах и выбрать для подарка какое-то особенное вино, чтобы произвести впечатление на искушенных европейцев.

В Японии избегайте дарить что-либо по 4 штуки, так как цифра 4 созвучна слову «смерть». Зато самым подходящим вариантом будут парные подарки.

В Европе и Южной Америке бизнес-подарков особо не ждут, но если вы уже хорошенько подружились с партнерами и получаете приглашения в гости, то прийти с пустыми руками – дурной тон. Если вам удастся выбрать подарок, который как-то связан со вкусами и увлечениями партнера, то это может быть высоко оценено. Во всех прочих ситуациях можно отделаться «морожным для детей» и «цветами для хозяйки». Упаковка и ее цвет значения не имеет, но знак внимания должен быть.

Кстати о цветах, с ними необходимо проявлять повышенную осторожность: в каждой стране свои ассоциации и традиции, связанные сортами цветов, их цветом и количеством. Например, в России считается вполне приемлемым дарить лилии на свадьбу, в то время как в США и многих других странах лилии – это траурные цветы.

Еще один важный вопрос – когда преподносить свой подарок? В деловой обстановке дарят подарки после встречи. Если же вас пригласили в дом, то подарок протягивают сразу по приходу.

Вообще, нюансов подаркодарения бесконечное множество. И в каждой отдельной стране они свои. Вам будет несложно запомнить основной принцип: чем дальше на запад, тем меньшее значение придается обычаю дарить подарки и тем ниже ожидания. Из этого не делается особенной церемонии. «Западные» подарки, когда они есть, часто предельно просты, как футболка Дмитрию Медведеву от Марка Цукерберга. Чем дальше на восток, тем, напротив, глубже значение подарков и тем больше церемониала может быть с ними связано. Любой подарок должен быть красив, хорошего качества и со вкусом оформлен.

Наиболее же сложным моментом для вас может стать выбор идеи самого подарка. Хотя есть одна подсказка, которая всегда выручит, если вы не знаете, что подарить. Объекты и сувениры, наделенные колоритом вашей собственной страны, или что-то особенное, что характеризует ваш регион – всегда выигрышно и уместно.

Самым удачным из моей практики подарком был медведь ручной работы, выполненный крайне искусно местным уральским матером по известной английской технологии teddy-bear. Ручная работа всегда ценится высоко, возьмите себе на заметку. Я преподнесла этого медведя своему британскому партнеру как символ того, что между нашими культурами есть что-то общее. Всем известно, что медведь является стереотипным персонажем в восприятии России иностранцами, но и в английской культуре тоже есть известные персонажи-медведи: Винни Пух, всеми любимый медвежонок Паддингтон и, собственно, Тедди Беар. Подарок конечно же прошел на ура. Моему партнеру доставляло огромное удовольствие рассказывать об этом своим коллегам, и его обсуждали не один ужин. Это не значит, что вам надо срочно дарить медведя своему партнеру. Напротив, готовых решений здесь нет. Подарок будет тем лучше, чем он будет уникальней и оригинальней, если у него будет какой-то подтекст или легенда.

Материал подготовлен специально для журнала Деловой квартал Екатеринбург