Статьи и новости
Главная     Статьи и новости    Межкультурное, Полезное     8 качеств глобального лидера

8 качеств глобального лидера


Так уж вышло, что все мои предыдущие материалы в блоге и в СМИ, освещавшие различные аспекты международного бизнеса или культур в целом, относятся такой сфере, как “знания”. И действительно, для того, чтобы действовать правильно и уверенно, без знаний нам с вами не обойтись. Однако пора поговорить и о качествах, которые занимают все-таки центральный план в картине под названием “кросс-культурная компетентность”.

По мотивам одного из прошедших моих мастер-классов предлагаю вашему вниманию публикацию из журнала National Business (март 2013 года, Волгоград) о качествах, необходимых для успешного бизнеса с иностранцами.

Сама тема очень глубокая, а каждая отдельная идея требует не только вдумчивого рассмотрения, но и нуждается в дискуссии и в практическом освоении. Настоящий материал представляет собой лишь поверхностную презентацию идей, с которыми я более глубоко работаю на тренинге.

Для начала давайте разберемся, что мы будем понимать под словом “лидер”, и кто такой “глобальный лидер”.

Лидер – понятие, которое невозможно определить короткой фразой. В самом общем смысле слова лидер обладает таким набором качеств, которые отличают его от других и помогают добиваться желаемого. Как правило, лидер живет в согласии с собой и с миром, а также легко строит отношения с людьми (данное определение опирается на идеи лидерства Радислава Гандапаса).

Достижение целей и построение долгосрочных отношений с людьми за пределами своей культурной среды может стать настоящим испытанием для локального лидера. Почему? Потому что ему приходится достигать целей там, где царят другие правила и порядки, и строить отношения с людьми, у которых, возможно, совершенно другие ценности и восприятие. Вот восемь жизненно необходимых качеств, которые помогут вести дела в международной среде на очень высоком уровне.

ОСОЗНАННОСТЬ

Осознанность – это состояние, когда мы буквально в каждый момент времени отдаем себе отчет в том, что делаем, что говорим, как реагируем. Задайте себе вопрос, на сколько процентов вы используете свое сознание? Приходилось ли вам ловить себя на мысли, что вы многие действия выполняете автоматически, не задумываясь: приветствия, рукопожатия, шаблонные фразы (или их отсутствие) в деловой переписке, манеры в переговорах и так далее. Согласитесь, вы не контролируете себя постоянно. А ваши реакции – они имеют свойство повторяться для однотипных ситуаций. Если вы отрицательно относитесь к непунктуальности, то, скорее всего, вы раздражаетесь каждый раз, когда вас заставляют ждать. И даже не осознаете того, что эта ситуационная раздражительность – не что иное, как черта вашего характера. А ведь в очень многих странах, таких как Франция, Италия, Бразилия и многих других, непунктуальность является нормой. Вы удивитесь, что большинство людей под воздействием многочисленных привычных моделей поведения, навязанных установок, собственных предубеждений, привычек интерпретировать что-либо под своим углом зрения оказываются заложниками глубочайшей неосознанности, за которой стоят ошибки, непонимание и внутренний дискомфорт.

Что это означает для человека, который пытается вести дела с иностранцами? Это означает, что своим привычным неосознаваемым поведением, которое не вписывается в культуру с другими стереотипами поведения, он может произвести впечатление человека странного, враждебного, невежливого, в то время, как он просто старается быть формальным и честным, или человека легкомысленного или ненадежного, тогда как он пытается быть дружелюбным и естественным.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Большинство источников определяют толерантность как терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, сексуальной ориентации, национальности и так далее. Все так, но с одной оговоркой. Слово «терпимость» по смыслу как бы подразумевает необходимость терпеть. Когда вы терпите, вы испытываете внутренний дискомфорт. То есть получается, что вы ведете себя как воспитанный и вежливый человек, но внутри у вас свербит. Истинная же толерантность заключается в том, что вам не приходится ничего терпеть, потому что вы заведомо нормально относитесь к любому проявлению инаковости. В этом заключается ваша главная задача работы над собой, если вы сотрудничаете с иностранцами. Всевозможных форм инаковости в мире более, чем предостаточно.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К РАЗЛИЧИЯМ

В работе с людьми из другой страны вам здорово поможет некоторый багаж знаний о культуре и менталитете той страны. Но нельзя знать всего. Поэтому гораздо важнее уметь замечать различия и адекватно на них реагировать. Это – чувствительность к культурным различиям, и возможна она исключительно тогда, когда включена ваша осознанность.

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

Если вы желаете развивать чувствительность к различиям и осознанность в целом, то поучитесь у китайцев искусству осознанного слушания. Само понятие «слушать» в китайской философии гораздо более глубокое, чем в западной. Поэтому ки- тайский иероглиф, обозначающий «слушать» (“ting”), включает в себя сразу несколько понятий, и интерпретировать его можно так: «слушать, используя уши, чтобы слышать слова; разум, чтобы понимать значение слов; глаза, чтобы считывать невербальные сообщения; и сердце, чтобы понимать, что чувствует собеседник».

ГИБКОСТЬ

Когда вы делаете бизнес с иностранцами, вы, прежде всего, имеете дело с людьми, у которых другой темп работы, другой стиль коммуникации, другое представление о выгоде от проекта, другие способы построения взаимоотношений, другие ожидания от вас, чем вы думаете, и так далее.

Вам постоянно приходится лавировать между ментальными установками вашего партнера и своими собственными. Гибкость – это не что иное, как способность адаптироваться. А как утверждает индийский писатель-просветитель Дипак Чопра, наша способность адаптироваться сильно зависит от того, насколько глубоко укоренились в нас наши привычки.

КОНГРУЭНТНОСТЬ

Этот психологический термин означает согласованность информации, передаваемой одновременно вербальным и невербальным способом, а также непротиворечивость речи и убеждений между собой. Классическими примерами некон- груентности являются ложь и лесть. Причины просты: боязнь осуждения, желание соответствовать ожиданиям, желание быть похожим на кого-то, желание скрыть истинное мнение.

В азиатских странах, если при всей убедительности вашего бизнес-плана или предложения вы будете испытывать внутреннюю неуверенность в реалистичности обещаний, или если вы ведете двойную игру или пытаетесь что-то скрыть, или сомневаетесь в том, что говорите, не сомневайтесь, ваши секреты будут прочитаны и могут стать серьезным поводом для отказа.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ и СТРЕМЛЕНИЕ К РАЗВИТИЮ

По мнению американского эксперта в области кросс-культурных коммуникаций Эдварда Т. Холла, единственный способ постигнуть другую культуру – это пожить в ней, побыть “с ней” в разных ситуациях, «походить в ее мокасинах». Если мы не имеем такой возможности, можно читать книги, общаться с носителями культуры, проходить тренинги и просто искать информацию в интернете. Познание культуры – это длительный процесс, у которого есть начало, но нет конца. Лишних знаний не бывает, и любая фоновая информация рано или поздно поможет вам принять правильное решение. Без желания развиваться вы не узнаете о нужной вам культуре ничего, кроме того, что написано в интернет-путеводителе.

На самом деле, если присмотреться, вы увидите, что это не какие-то сверхъестественные навыки, это совершенно обычные человеческие качества, которые будут полезны в вашей жизни со всеим людьми. Кому-то они свойственны, кому-то нет, кто-то обладает всеми из них или несколькими, кто-то ни одним.. Это вопрос собственной зоны развития, которую пусть каждый определит для себя сам. Но в коммуникациях с иностранцами набор именно этих качеств (дополненный соответствующими знаниями о культурах) делает вас достойным и компетентным участником мировой бизнес-среды.

Опубликовано в National Business Волгоград, март 2013