Статьи и новости
Главная     Статьи и новости    Любопытное, Полезное, Статьи о культурах     Деловой подарок – дело тонкое. А подарок иностранному партнеру – и вовсе деликатное.

Деловой подарок – дело тонкое. А подарок иностранному партнеру – и вовсе деликатное.

Марк Цукерберг, встретившись недавно с премьер-министром России Дмитрием Медведевым по вопросу взаимодействия в области IT, преподнес ему в качестве презента футболку с адресом странички Дмитрия Медведева в сети Facebook. Не будем судить о том, насколько хорош такой подарок с точки зрения международного протокола, но он отлично характеризует американский подход к деловому этикету. А что бы Марк преподнес в качестве делового подарка первым лицам, скажем, Китая или Индии? А вы?

В головоломке «Как правильно преподнести подарок иностранному партнеру и не попасть впросак» нам помогает Мария Тодосийчук, бизнес-тренер и консультант по деловым коммуникациям с иностранцами.
Деловые подарки – тема на первый взгляд легкая и приятная, которая при ближайшем рассмотрении занимает не последнее место в международном деловом этикете. Общее правило гласит, что подарок должен иметь разумную стоимость и не ставить принимающего в неловкое положение. В то же время подарки должны соответствовать статусу данного лица, а способ их преподнесения – обычаям страны пребывания.

Не стану предлагать сейчас готовые решения. Пусть это останется вашей головоломкой. Ведь каждый подарок – это часть дарящего, что-то символичное, во что вы будете вкладывать смысл. Но для того, чтобы предостеречь вас от неловких ситуаций, я дам несколько советов относительно традиций по дарению подарков в разных странах.
В Китае подарки следует преподносить в красивой, аккуратной упаковке красного или золотого цвета. Избегайте белого, синего и черного цветов. Дарить и принимать подарки следует обеими руками. Пусть вас не удивляет и не обижает, если китаец станет отказываться от вашего подарка. Это одно из проявлений скромности и учтивости. Он может отказать до трех раз, после чего все равно примет его. Скажите, что это подарок «от нашей компании вашей компании», и что он совсем небольшой, символический. Так китайцу будет проще принять его. Если в Европе и Америке подарки обычно открывают сразу при получении, то китайцы предпочтут не разворачивать подарок в вашем присутствии.

Традиция вручать и принимать подарок двумя руками и не открывать его сразу распространена во многих восточных и азиатских странах, например, в Японии, Тайланде, Ираке, Иране, Индии. Причем в Индии не столь важно что вы дарите, сколько важно проявить всю свою искренность лицу, принимающему подарок. В Индии, кстати, «счастливыми» цветами для упаковки считаются желтый, зеленый и красный. Нельзя дарить индусу изделия из кожи. А мусульманам ни в коем случае не дарите алкогольные напитки. Для русских этот совет особенно актуален, так как нередко хорошим сувениром иностранному партнеру может быть бутылка дорогой русской водки.

И все же такой подарок как водка лучше дарить только западным партнерам – например, из Америки, Германии, Швеции. Он будет хорошо воспринят. А вот с вином все не так просто. Те регионы Европы, которые славятся виноделием – Италия, Франция, Испания – любят дарить его своим гостям. Но вам, русским, с вином следует быть крайне осторожными. Эти ребята слишком хорошо разбираются в винах, и вы можете очень легко попасть впросак. Если вы все же решите дарить вино, то это должно быть только какое-то особенное вино, чтобы произвести впечатление на искушенных европейцев.

Вообще, нюансов подаркодарения, конечно, гораздо больше. И в каждой отдельной стране они свои. Советую вам узнавать их заранее. Причем чем дальше на запад, тем меньшее значение придается обычаю дарить подарки и тем ниже ожидания. Из этого не делается особенной церемонии, и отсутствие подарка даже не смутит вашего партнера. Его скорее смутит, если вы привезли ему подарок, а он оказался к этому не готов. Поэтому «западные» подарки, когда они есть, часто предельно просты, как футболка Дмитрию Медведеву от Марка Цукерберга. Дабы персона, получившая подарок не чувствовала себя обязанной. Чем дальше на восток, тем, напротив, глубже значение подарков и тем больше церемониала может быть с ними связано. Любой подарок должен быть красив, хорошего качества и со вкусом оформлен.

Что касается конкретных идей для подарка, то самый лучший подарок этот тот, который вы выбрали сами интуитивно, если он символизирует что-то глубокое, если в нем есть частичка вашей компании, вашего региона, вашей культуры.